Они создают произведения искусства на театральной сцене

12.02.2019


В эти дни во владимирском драмтеатре готовятся к весенней премьере - 1 марта зрителям впервые покажут спектакль по пьесе Островского "Доходное место". Работа кипит как на сцене, так и за кулисами. На производственных площадках театра сейчас готовят декорации к спектаклю. Как создаются произведения искусства для сцены и чьих это рук дело? Об этом расскажем в нашей рубрике, посвящённой году театра.

Цветущий сад, коммунальная квартира и даже потусторонний мир - одну и ту же сцену эти люди способны перевоплотить до неузнаваемости и реализовать в жизнь, казалось бы, даже самые невероятные идеи постановщиков. Художников, декораторов, бутафоров во владимирской драме называют не иначе, как настоящими волшебниками. Ведь в том числе благодаря их кропотливому труду, создается внешний облик спектакля: настроение, стиль, атмосфера. Декорации ко всем постановкам рождаются в этой комнате. Трудятся здесь всего 4 человека. Они - мастера на все руки, а сами себя называют истинными патриотами владимирской драмы. Татьяна Серова вот уже 45 лет трудится в декорационном цехе. Впервые попала сюда, будучи ещё студенткой.

Татьяна Серова, зав. декоративно-бутафорским цехом Владимирского академического областного театра драмы

Вот когда я подрабатывала, я помню, что занималась здесь исключительно афишами, трафаретили афиши. Потом писали рекламу - это вот было самое основное. Мы на гастроли очень много писали. Мы писали, наверное, по 40 щитов, растяжки делали. Тоже очень много. И всё это вывозили на гастроли. Я сама с ними ездила. Было интересно, конечно.

Ручная роспись афиш осталась в далёком прошлом. Сейчас мастера закулисья полностью посвящены созданию декораций. Фронт работ впечатляет. В среднем, в течение театрального сезона владимирская драма выпускает 6-7 новых постановок. И к каждому спектаклю создаются свои декорации. Причём в сжатые сроки. Вот, например, на создание декораций к весенней премьере мастерам дали 2 месяца. Работают над ними сейчас в цехе с утра и до позднего вечера. Пользуясь случаем, наша съёмочная группа тоже решила внести свою лепту в создание спектакля.

- Светлана, принимайте ученика! Покажите мне, что мне нужно будет сегодня сделать?
- Пожалуйста, Ирина. Вы можете сейчас взять шляпу. И пришить к этой шляпе бант.
- Вот сюда вот?
-Да. Я даю вам иголочку. Мы можем сначала вам иголочками закрепить его.
-Да. Чтобы он у меня никуда не уехал.
-Да, вот так вот закрепляем. И его нужно пришить будет к сеточке.
- Свет, а что это за спектакль будет?
- Спектакль "Доходное место" по пьесе Александра Островского. Середина 19 века. Семейная жизнь. Быт. Во времена правления Александра II. Сейчас у нас идёт работа над головным убором
- Вот художник нам оставил эскиз. Нужно доработать головной убор. Так же мы пришиваем сеточку. Добавляем банты.
- Я так погляжу, над созданием головных уборов вам приходится работать часто. Наверное, к каждому спектаклю. Вот какой головной убор вам больше всего запомнился?
- Мы работали над новогодней сказкой "Алиса в стране чудес". И нужно было изготовить большое количество головных уборов, которые были цветами. Нужно было изготовить розы, незабудки, астры. И мы решили изготовить из такого материала, как изолон ...
Почему решили именно из этого материала, потому что актёр когда надевает - там же и танцы разные бывают, и вот когда тут ещё и цветок артисту в нём удобно работать. Чтоб не сваливался и хорошо смотрелся.

Работу над каждым спектаклем  мастера хорошо помнят. Например, как расписывали вручную тысячи квадратов на 6-метровой стене для "Пиковой дамы". Или когда работали на спектаклем "Пришёл мужчина к женщине" - тогда создание декораций напоминало ремонт в квартире. Мастера клеили обои, красили двери, окна и клали линолеум. А ещё в цехе до сих пор вспоминают инсталляцию для "Ракового корпуса"- тогда постановщик попросил мастеров изготовить в прямом смысле слова гору фруктов.

Там гора была яблок, груш, арбузы мы делали, дыни. Всё это клеили, всё это пытались как-то закрепить, чтобы всё это было красиво. Но постепенно, со временем, это всё у нас отваливалось. Но мы ходим это всё обратно приклеиваем. Чтобы картинка была красивая.

Красивая картинка - это как раз то, ради чего трудятся мастера декоративно-бутафорского цеха. Они создают на сцене настоящие произведения искусства. При этом их работа скрыта от глаз зрителей. И как говорят сами творцы: чтобы понять реакцию публики, им не нужно выходит на сцену - овации зрителей они принимают за кулисами.

Ирина Шульга, Алексей Ковалёв, телеканал «Вариант».